Расследования
Репортажи
Аналитика
  • 6015
Новости

Россия расширяет завод по производству стратегических бомбардировщиков, но сталкивается с серьезными трудностями — Yle

Фото: Alamy Stock Photo

Россия продолжает масштабное расширение Казанского авиазавода имени Горбунова — единственного предприятия в стране, где производятся стратегические бомбардировщики. Об этом сообщает финская телерадиокомпания Yle со ссылкой на спутниковые снимки Planet Labs, проанализированные военным экспертом Марко Эклундом.

На кадрах, полученных в мае 2025 года, видны новые производственные корпуса. Самое крупное из построенных зданий имеет длину около 320 метров, его площадь составляет порядка 19 000 м² — это сопоставимо с тремя футбольными полями. Завершение строительных работ ожидается к концу следующего года.

Причиной расширения стала необходимость нарастить собственное производство как для военной, так и для гражданской авиации. На модернизацию завода выделено около миллиарда евро. Актуальность этих мер усилилась после украинской операции «Паутина» в июне 2025 года, в результате которой были уничтожены и повреждены стратегические бомбардировщики.

Тем не менее завод сталкивается с серьезными трудностями. Из-за санкций и нехватки квалифицированной рабочей силы производство отстает от графика. По словам Эклунда, появление новых площадей не решает системных проблем авиационной отрасли, в первую очередь — зависимости от западных технологий.

В Казани выпускают и модернизируют два типа стратегических бомбардировщиков: Ту-160М и Ту-160М2. Также продолжается модернизация Ту-22М3. В 2024 году было сдано лишь два новых Ту-160М2 и два модернизированных Ту-160М. Все эти самолеты используются для нанесения ударов крылатыми ракетами по территории Украины.

На аэродроме при заводе также базируются самолеты Ту-214Р и Ту-214ЛМК, выполняющие разведывательные и вспомогательные функции. Спутниковые снимки позволили идентифицировать отдельные машины, включая экземпляры, предназначенные для длительного хранения или уже разобранные на металлолом.

В гражданской сфере завод должен выпускать Ту-214. Однако, по данным Yle, в 2025 году практически завершено строительство лишь одного такого самолета — и это последний экземпляр, в котором использовались западные комплектующие. Всего заказано 23 самолета для российских авиакомпаний, которым теперь недоступны лайнеры западного производства. При этом приоритет по поставкам отдан структурам Минобороны, ФСБ и специальному летному отряду «Россия», обслуживающему первые лица государства.

Из-за сбоев в производстве весной 2025 года крупнейшая авиакомпания страны — «Аэрофлот» — пригрозила отменить заказы. Однако, по мнению экспертов, отказаться от проекта невозможно: в него вложены значительные государственные средства. В то же время Минпромторг жалуется на дороговизну самолетов, а местные СМИ иронизируют, что «лишь внуки казанцев смогут полететь на Ту-214».

По оценке Марко Эклунда, несмотря на внешне масштабные усилия, российская авиационная промышленность продолжает серьезно отставать от ведущих стран: «Россия хочет выглядеть равной США, но производство устаревших моделей бомбардировщиков многое говорит о ее реальных возможностях».

В рамках украинской операции «Паутина» в июне 2025 года, по оценкам OSINT-аналитиков и спутниковым снимкам, были уничтожены или получили критические повреждения не менее 13 российских стратегических бомбардировщиков — преимущественно Ту-95 и Ту-22М3 — на авиабазах Оленья и Белая. Всего, по разным оценкам, в результате атак пострадали от 15 до 23 самолетов. Это крупнейшие разовые потери российской дальней авиации за все время войны.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari