
Минимум один из российских операторов продвигает в СМИ публикации о том, как опасны звонки через мессенджеры. Пресс-секретари оператора присылают журналистам релизы с одним и тем же нарративом: звонки в мессенджерах — это плохо, их активно используют мошенники, а вот телефонная связь, напротив, якобы безопасна. Об этом The Insider рассказал директор Общества защиты интернета Михаил Климарёв со ссылкой на источник.
По данным источника, подобные релизы в последнее время присылают очень активно, при этом зачастую данные не имеют ничего общего с реальностью, — одна из рассылок есть в распоряжении редакции. Попытки представить ограничения звонков в Telegram и WhatsApp как эффективную меру против телефонных мошенников в целом выглядят спорно, особенно на фоне данных Центробанка за 2024 год: 45% звонков приходится на телефонное и СМС-мошенничество, а мессенджеры занимают всего 15%, подсчитало ведомство.
Волну публикаций с критикой Telegram и WhatsApp сперва начали власти перед выпуском Max, однако в августе этого года их интересы совпали с интересами российских операторов. По данным Ксении Собчак и ее «Осторожно Media», операторы «большой тройки» обратились к правительству с предложением заблокировать голосовые звонки в мессенджерах, так как операторам необходимо больше денег «на поддержку инфраструктуры из-за санкций и роста интернет-трафика». Информацию подтвердил Forbes со ссылкой на источник, знакомый с ходом этого обсуждения. Вскоре Роскомнадзор официально подтвердил ограничение звонков через Telegram и WhatsApp.
Количество публикаций в СМИ о «вредных мессенджерах» в последнее время действительно выросло. Подобные материалы публикует, например, «Коммерсантъ». Издание, в частности, публикует результаты опросов о блокировке звонков в мессенджерах по регионам, все заявления депутатов и чиновников, «статистику» МТС о том, сколько раз мошенники звонили россиянам в мессенджерах, и даже прямые заявления МТС о том, насколько компания безопаснее, чем «некоторые иностранные мессенджеры».

19 августа издание опубликовало материал о росте количества краж учетных записей в Telegram и WhatsApp. Первые случаи кражи аккаунтов специалисты фиксируют и в «национальном мессенджере» Max, говорится в статье, правда упоминается об этом в хвалебном контексте о том, что мессенджер активно банит мошенников и удаляет вредоносные файлы. Через 4 часа «Коммерсантъ» дал еще одну новость, повторив, что число краж аккаунтов увеличилось в Telegram, издание в обоих материалах ссылается на подсчет компании F6 (фактически бывшая Group-IB). При этом ни в одном, ни в другом материале нет ничего о том, как защититься от «угона», хотя F6 опубликовала советы на «Хабре».
Как защититься от «угона» аккаунта
«Угоны» аккаунтов — явление не новое, зачастую аккаунты крадут для массовой рассылки с просьбой дать денег, но не только.
«Угнанные аккаунты используются для мошенничества и накруток в соцсетях, для маркетинга, — говорит Климарёв. — Для не очень полезных и законных вещей. Угнали учетку и написали всем контактам: “Отправь мне денег”. Этот вариант почти всегда работает до сих пор. Второе — чтобы рассылать спам. Учетку заблокировали, плюнули на нее и к следующей перешли. Это скрипты всё делают, никто не сидит и руками не пишет миллион сообщений».
В то же время защитить свою учетную запись несложно. Эксперты сходятся во мнении, что необходимо соблюдать всего три простых правила для защиты аккаунта:
- Устанавливать двухфакторную аутентификацию. В случае Telegram и других мессенджеров, где первый фактор — это код, который приходит на номер телефона, вторым фактором будет облачный пароль.
- Пароль должен быть сложным, больше 10 символов, и содержать большие и маленькие буквы, специальные знаки и цифры.
- Проверять контакт при подозрительных сообщениях, например, позвонив.
Климарёв подчеркивает, что в первую очередь важно отдавать отчет своим действиям в интернете:
«Стопроцентная защита — это включать голову и следить, что вы делаете в интернете и на что там нажимаете. Никогда никому ни при каких обстоятельствах не сообщайте какие-то коды. Если вы знаете, зачем этот код у вас, четко понимаете, зачем и что вы делаете, тогда вводите. Пришел СМС-код — никому не давайте и не говорите его по телефону. Никогда вообще, потому что этот код нужен только вам. Если вы не знаете, куда его вводить, то он пришел вам не совсем легитимно».