
Фото: CSIS
Вьетнам наращивает военное присутствие на спорных островах Спратли в Южно-Китайском море, пишет The Telegraph, ссылаясь на спутниковые снимки. На них можно видеть масштабные работы по углублению дна и намыву земли на рифах Элисон, Коллинз, Ист, Лэндсдаун и Петли. На рифе Барк-Канада, наиболее развитом из контролируемых Ханоем объектов, близится к завершению строительство взлетно-посадочной полосы.
Новые военные форпосты также зафиксированы на трех других застроенных островах — Амбойна-Кей, Грайерсон и Уэст-Риф. Отмечается, что масштабы строительства «превращают Вьетнам в главного конкурента Китая» в этом стратегически важном регионе. По данным Азиатской инициативы морской прозрачности (AMTI), к марту Вьетнам возвел 21 сооружение и создал примерно 70% от объема искусственных земель Китая на островах Спратли.
Они представляют собой спорный архипелаг из более чем 100 островков и рифов, расположенных рядом с филиппинскими островами Палаван и Борнео. Как пишет издание, многие из участков суши, превращаемых в военные форпосты, еще несколько лет назад были небольшими песчаными отмелями. Помимо Вьетнама и Китая, на островную цепь также претендуют Тайвань и частично — Филиппины, Малайзия и Бруней.
За последнее десятилетие Китай утверждал свое присутствие в регионе, превращая небольшие острова и рифы в военные форпосты. Под контролем Пекина находятся как минимум три рифа с крупными взлетно-посадочными полосами: Файри-Кросс, Мишчиф и Суби. В The Telegraph отмечают, что противостояние между Китаем и соседними странами, особенно Филиппинами, обычно разрешается быстро и без кровопролития, но иногда приводит к жертвам.
Спутниковые снимки показывают строительство по складу боеприпасов на каждом из вьетнамских рифов, за исключением Барк-Канада, где их три. На изображениях также видна повторяющаяся группа из шести зданий, расположенных по идентичной схеме с трех сторон центрального двора.
Как объясняет китаист Темур Умаров, вопрос Южно-Китайского моря не первое десятилетие спорный:
«Помимо Китая и Вьетнама есть и другие акторы, кто претендует на острова ЮКМ. Ситуация там такая, что каждая из страны пытается привести аргументы в пользу того, что именно она обладает легитимным правом на обладание этими островами, а в частности исключительной экономической зоной в 200 морских миль вокруг этих островов. Вьетнам – один из самых активных акторов, претендующих на остров, и который возводит искусственные острова. То же самое делают и Китайская народная республика, и Филиппины, и Тайвань, просто чтобы демонстрировать, что на этих островах есть какая-то жизнь, что это не просто скалы и камни, которые вылезают из-под воды во время отлива. Что это реальные острова с рыболовством и любым другим доказательством того, что острова заселены и что там идет какая-то деятельность. Они используют исторические примеры и международное право, чтобы показать, что они обладают этими островами. Вьетнам не то, чтобы готовился к чему-то конкретному. Это давняя история, которая продолжается развиваться, и пока ничего фундаментально нового в Южно-Китайском море не происходит».
В январе стало известно, что Китай строит по меньшей мере пять новых барж специального назначения — для десантных операций. Эти баржи могут предоставить КНР возможность высаживать крупные механизированные подразделения непосредственно на дороги Тайваня.