
Фото: «Турботехмастер»
Президент России Владимир Путин подписал указ, который до мая 2026 года запрещает обнулять выплаты нефтяным компаниям по топливному демпферу — механизму компенсаций, призванному удерживать внутренние цены на бензин и дизель. Одновременно документ освобождает от акциза дизельное топливо, полученное путем смешивания с керосином и другими компонента российскими организациями без соответствующей регистрации. Решение принято на фоне атак на нефтеперерабатывающие заводы и топливную инфраструктуру.
Топливный демпфер — это субсидия нефтяным компаниям, которую государство выплачивает, если экспорт топлива становится выгоднее внутренних продаж. До сих пор эти выплаты прекращались, если оптовые цены на бензин или дизель слишком сильно отклонялись от расчетных индикативных уровней. Теперь, согласно указу, этот порог временно отменен: компании продолжат получать компенсации даже при высоких ценах. По данным Минфина, за 9 месяцев 2025 года нефтяные компании получили по демпферу 715,5 млрд рублей — в среднем почти по 80 млрд рублей в месяц.
Другой пункт указа освобождает от акциза дизельное топливо, произведенное без участия нефтеперерабатывающих мощностей — полученное в результате смешения с авиационным керосином и другими компонентами российскими организациями, не имеющими регистрации на переработку нефтяного сырья. Формально эта мера объясняется «защитой национальных интересов» и ответом на «недружественные действия США и других государств».
Документ вступает в силу со дня подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 октября 2025 года.
По формулировке указа, новые правила вводятся «до внесения изменений в Налоговый кодекс». Это означает, что президент фактически опередил подготовку законодательных поправок, которые Минэнерго и Минфин только собирались внести на осенней сессии Госдумы. В августе власти анонсировали повышение порога «точки отсечения» демпфера, чтобы нефтяные компании могли получать компенсации при нынешних ценах. Подписание указа задолго до рассмотрения законопроекта указывает на экстренный характер решения: правительство столкнулось с дефицитом топлива и ростом оптовых котировок, и Кремль решил действовать без ожидания парламентских процедур.
Решение совпало с нарастающим топливным кризисом. После ударов украинских дронов по российским НПЗ дефицит бензина и дизеля затронул десятки регионов, включая центральную часть России и Поволжье. В Севастополе и ряде других населенных пунктов продажу топлива ограничивали до 10–30 литров на человека, часть заправок полностью закрылась. Правительство продлило запрет на экспорт бензина и обсуждает аналогичную меру для дизельного топлива. По оценкам отрасли, из-за простоев и ремонтов на НПЗ выпуск бензина снизился примерно на 10%, а число работающих АЗС за два месяца сократилось более чем на три сотни.
В то же время, по данным Минфина, в сентябре нефтегазовые доходы России сократились на четверть по сравнению с прошлым годом — с 772 до 582 млрд рублей. С начала 2025 года поступления от нефти и газа упали примерно на 20%, что стало одной из причин ускоренной поддержки отрасли.