
Президент США Дональд Трамп призвал своих коллег-республиканцев в Конгрессе проголосовать за публикацию файлов, связанных с покойным осужденным сексуальным преступником Джеффри Эпштейном. Таким образом он отказался от своего прежнего сопротивления этому шагу. Республиканцы занимают большинство в Палате представителей — 219 мест против 214 у демократов.
В соцсети Truth Social Трамп написал:
«Республиканцы в Палате представителей должны проголосовать за публикацию файлов Эпштейна, потому что нам нечего скрывать. И пришло время отказаться от этой демократической мистификации, устроенной леворадикальными безумцами, чтобы отвлечь внимание от великого успеха Республиканской партии, включая нашу недавнюю победу над организованным демократами шатдауном».
Это произошло после того, как спикер Палаты представителей Майк Джонсон заявил, что, по его мнению, голосование по вопросу обнародования документов Министерства юстиции по делу Эпштейна должно помочь положить конец обвинениям Трампа в какой-либо связи с насилием Эпштейна над несовершеннолетними девочками и торговлей ими.
Также накануне американский конгрессмен-республиканец Томас Масси заявил, что в засекреченной части архивов Джеффри Эпштейна содержатся имена как минимум двадцати известных людей — политиков, миллиардеров и продюсеров, которых подозревают в причастности к преступлениям Эпштейна и которые до сих пор не попадали под следствие. Об этом он сообщил в эфире телеканала ABC. Позже ABC заменили отрывок видео из эфира, а в сопровождающем тексте убрали слова Масси о двадцати высокопоставленных лицах.
Джеффри Эпштейн — финансист, ранее осужденный за сексуальные преступления против несовершеннолетних. В 2019 году он был вновь арестован в США по обвинению в торговле девушками, в том числе 14-летними, и вскоре покончил с собой в тюрьме. Его сообщница Гислейн Максвелл сейчас отбывает 20-летний срок за пособничество в этих преступлениях. Она не признала вину.
12 ноября демократы в Конгрессе США опубликовали часть электронной переписки Эпштейна. В письмах, датированных 2011 годом, он упоминал Дональда Трампа, используя выражение «собака, которая не лаяла» — намек на то, что Трамп мог знать о его деятельности.
Как рассказала в беседе с The Insider американист Александра Филиппенко, в настоящее время отказ от публикации «файлов Эпштейна» нанес бы Трампу и Республиканской партии больше вреда, чем обнародование оставшихся материалов:
«Большое количество писем с упоминанием Дональда Трампа уже опубликованы по отдельности, ущерб уже нанесен. Скорее всего, в оставшихся документах нет информации о Трампе. И когда от него отворачиваются такие близкие соратники, как Марджори Тейлор Грин, которую Трамп называет Traitor-Green, то есть предательница, то это большой удар для трампизма и MAGA-республиканцев. Скорее всего, было принято решение опубликовать всë, чтобы не возникло еще бóльших подозрений.
Я бы не сказала, что Трамп испугался давления партии, скорее его беспокоит, как этот скандал повлияет на выборы 2026 года. Чем дольше будут с этим затягивать, тем дольше избиратели будут об этом помнить. Нужно, чтобы публика забыла об этом до 2026 года».
Американист Ян Веселов полагает, что Трамп изменил свою позицию под давлением однопартийцев и внешних обстоятельств:
«Мы видели, что на протяжении последних нескольких дней и Белый дом, и сам президент Трамп всеми силами добивались того, чтобы законопроект о публикации файлов Эпштейна не увидел свет. Трамп требовал отозвать подписи от небольшого количества республиканцев, которые подписали петицию с требованием вынести законопроект на голосование, но у него не вышло. В консервативной среде всë больше растет недовольство тем, что Трамп сопротивляется рассмотрению этого законопроекта.
Когда стало понятно, что законопроект будет вынесен на голосование во вторник, СМИ начали писать, что многие конгрессмены-республиканцы готовы за него голосовать. Для Белого дома такое голосование выглядело бы как раскол в рядах партии. Ощущение раскола Трампу и республиканцам сейчас не нужно, думаю, именно по этой причине Трамп решил изменить свою позицию.
Вопрос в том, будет ли в Сенате рассмотрен этот законопроект, потому что, если Палата представителей его примет, это не даст гарантий того, что он станет законом. Если он забуксует в Сенате, для Белого дома это будет хорошо: получится, что вроде как Трамп публично поддержал публикацию файлов, но, с другой стороны, в Сенате законопроект застрял и ничего публиковать не надо. Белый дом может опубликовать документы в любой момент, на это не нужна санкция Конгресса, но они отчаянно сопротивляются публикации и говорят, что никаких серьезных файлов там нет.
И еще отдельная история с подельницей Эпштейна Максвелл, которая отбывает двадцатилетний срок: ее сперва перевели в тюрьму наименее строгого режима из возможных, что идет в нарушение протокола, потому что людей с такими статьями не переводят в подобные учреждения. Но даже в этой тюрьме у Максвелл были многочисленные привилегии по сравнению с другими заключенными, что вызывало подозрения».