Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD80.75
  • EUR93.63
  • OIL67.73
Поддержите нас English
  • 507
Мнения

Биполярное перемирие: пока Трампа бросает из крайности в крайность, ясным остается одно — переговоры по Украине полностью провалились

22 августа Дональд Трамп на встрече с журналистами в Овальном кабинете снова допустил масштабные санкции против России. А также добавил, что США, возможно, вовсе выйдут из переговорного процесса. Это уже не первый раз, когда американского президента бросает из одной крайности в другую. Накануне встречи Трампа с Путиным на Аляске царила паника — Украину предадут, Трамп легитимизирует российского диктатора, санкции с России снимут, а Европа будет отброшена на обочину любых переговоров. За этим последовал саммит с Зеленским и европейскими лидерами, после которого президент США объявил о подготовке встречи лидеров Киева и Москвы, а также о сенсационных уступках российской стороны. В итоге в Кремле заявили, что их неправильно поняли, Путин, похоже, никуда не едет, а Трамп рассуждает о праве Киева на контрнаступление. Переговоры снова зашли в тупик, и теперь уже, возможно, окончательно.

Удар в ответ на предложение

Встреча Дональда Трампа с Владимиром Зеленским в Вашингтоне, к которой затем присоединились президенты Франции и Финляндии, премьеры Великобритании, Германии и Италии, генсек НАТО и глава Еврокомиссии, прошла неожиданно удачно. Украинский президент не пошел на так называемый обмен территориями, то есть не согласился юридически признать российский суверенитет ни над одним клочком оккупированной земли. Трамп вел себя весьма дружелюбно, хотя и торопил всех, уверяя, что в ближайшее время уже рассчитывает организовать встречу Зеленского и Путина один на один, следом — уже трехсторонние переговоры, где намеревался выступить посредником, а дальше, может быть, и саммит с участием европейцев. Американский президент не отказывался от поставок Украине вооружений, хотя и уточнил, что вестись они будут через НАТО и за счет Европы.

В ходе встречи Трамп успел даже позвонить Путину, который, по словам американского лидера, подтвердил готовность к переговорам и даже якобы настаивает на встрече с Зеленским тет-а-тет. Более того, Трамп уверял, что российский президент якобы был не против предложения разместить в Украине европейских миротворцев после окончания боевых действий.

Позже выяснилось, что президент США позвонил еще и премьеру Венгрии Виктору Орбану, чтобы уточнить, почему тот блокирует прием Украины в Евросоюз. Многие трактовали это как предложение отойти в сторону и не мешать украинской интеграции, которая могла бы теснее связать Киев с Европой и снять с США груз ответственности как за войну, так и за возможные мирные переговоры.

Все это звучало подозрительно позитивно на фоне сложности сложившейся к августу 2025 года ситуации. Неудивительно, что дальше красивая картинка, которую оптимисты нарисовали себе после встречи в Вашингтоне, начала рассыпаться, как плохо сложенный пазл. Путин все еще звонил и хвастался переговорами с Трампом своим зарубежным партнерам (что характерно, за исключением руководителя Китая Си Цзиньпина), но российская армия уже возобновила удары по мирным городам Украины. Их пиком стала бомбежка до того почти нетронутой Западной Украины, включая не только Львов, но и Мукачево — самый «венгерский» из украинских городов. Кстати, во время обстрела Мукачево российские ракеты «накрыли» и одно американское предприятие. Украинские власти утверждали, что попадание не было случайным.

Итоги встречи Трампа с Зеленским и европейскими лидерами звучали подозрительно позитивно, но продлилось это недолго

Буквально несколькими часами позже Путин и российский министр иностранных дел Сергей Лавров объяснили, в чем обманулись американцы. Во-первых, Россия не потерпит присутствия европейских военных в Украине, в том числе и в статусе миротворцев. Зовите китайцев или индусов, в крайнем случае — бразильцев, но никаких французов с англичанами. Во-вторых, Кремль считает, что говорить о встрече Путина с Зеленским еще рано, — на ее подготовку нужно еще очень много времени, если это вообще возможно. Наконец, Москва в очередной раз заявила о «нелегитимности» украинского руководства — Зеленский по-прежнему «не президент».

Такая позиция очень удобна для Кремля. Последний тезис еще и позволяет отложить любые соглашения до проведения выборов в Украине, которые по законодательству страны могут пройти только если военные действия прекратятся.

Только на троих

Дональд Трамп заявляет, что не хочет присутствовать при первой встрече Путина и Зеленского. И это логично: он хочет от них соглашения — любой бумаги, которую можно подписать. В таком случае президент США сможет окончательно выйти из украинского урегулирования, сбросив всю ответственность на Европу. Последняя и так уже формирует гарантии безопасности (где США могут максимум согласиться «закрыть» небо над Украиной, и то только гипотетически), а также оплачивает все новые поставки вооружений для украинской армии.

Если будет хотя бы условное соглашение, даже совершенно пустой меморандум о намерениях продолжать переговоры, американский президент сможет заявить американскому истеблишменту и своим избирателям, что решил проблему, и умыть руки, оставшись в роли «великого миротворца». Реальные переговоры стартовали, большего и желать пока нельзя.

Дональд Трамп заменил классическую дипломатию личными встречами
Дональд Трамп заменил классическую дипломатию личными встречами

В случае же трехсторонней встречи у Трампа не будет шансов остаться в роли простого посредника. И украинский, и российский руководители явно приедут на нее без четких переговорных позиций. К нему наверняка будет апеллировать Путин. В итоге встреча получится, скорее всего, столь же «плодотворной», как переговоры с российским диктатором на Аляске. Трамп спешит и поэтому хочет загнать Путина и Зеленского «в одну комнату», как он это называет. Похоже, он все еще не смирился с тем, что шансов на это пока не просматривается.

В трехсторонней встрече с Путиным и Зеленским у Трампа не будет шансов остаться в роли простого посредника

Точнее, выход есть. Трамп сам показал к нему путь, заявив, что Украина должна наступать, — но содействовать этому всерьез не готов пока не только американский лидер, но и европейские союзники Украины. Путин же, похоже, после Аляски пришел к выводу, что он может манипулировать американской администрацией практически как захочет. И в этом случае главная задача для него — быстрее переломить ситуацию на фронте и как можно сильнее запугать украинцев, чтобы переговоры, когда к ним придется прибегнуть, шли, что называется, под присмотром человека с ружьем.

Разные цели — разные средства

Надо заметить, что переговоры при Трампе строятся не только на личных встречах, но и на неформальных сигналах, будь то, например, сообщения Трампа в его личной соцсети Truth Social или посты Дмитрия Медведева в X. Как расценивать, что Путин после встречи с американским лидером звонил кому угодно, чтобы рассказать о ее итогах, но странным образом проигнорировал китайского лидера Си Цзиньпина? Многие называют последнего ключевым союзником России и главным потенциальным оппонентом Трампа, а США как раз ведут с Китаем очень непростые переговоры о таможенных тарифах.

Дональд Трамп на встрече с Виктором Орбаном
Дональд Трамп на встрече с Виктором Орбаном

Трамп, в свою очередь, внезапно звонит венгерскому премьеру Виктору Орбану. Что это было? Зачем американскому президенту понадобилось спрашивать этого пророссийского политика, почему тот блокирует вступление Украины в ЕС? Неужели Трамп, жестко отказав Киеву в членстве в НАТО, хочет предложить взамен Евросоюз?

Все эти версии приходится рассматривать потому, что Трамп сломал классическую дипломатию об колено. Многие серьезные медиа вроде Bloomberg и Reuters за полгода так называемых переговоров по Украине превратились в инструменты в руках анонимных «источников» из окружения то Трампа, то Путина, которые «сливают» через них часто противоречащие друг другу слухи, заменяющие теперь «позиции переговаривающихся сторон». При этом публику уверяют, что там, за закрытыми дверями, идет серьезная работа… Но потом оказывается, что она сводится к вечерним звонкам Трампа Путину или шуткам вице-президента США Джей Ди Вэнса про костюм Владимира Зеленского. Этот предельно упрощенный стиль влияет, безусловно, и на сам переговорный процесс.

Заговор взаимного недоверия

Что же в сухом остатке? Источники в окружении европейских лидеров говорят, что те не верят в успехи Трампа в достижении договоренностей с Россией, но поддерживают его усилия, надеясь, что он окончательно разочаруется в Путине. Украинские власти не готовы отказываться от территорий, хотят реальные, а не «бумажные» гарантии безопасности, а также нуждаются в скорейшем прекращение огня. Но Владимир Зеленский тоже имитирует согласие с предложениями Трампа, потому что тут главное «не моргнуть первым», — пусть переговоры срывает Путин, а не украинцы. При этом украинскому лидеру приходится постоянно опасаться непредсказуемости президента США.

В сухом остатке — взаимное недоверие всех участников переговоров друг к другу

Наконец, в Кремле не верят европейцам, полагают, что Трамп не готов к серьезному давлению на Россию, и демонстративно не считают Зеленского достойным переговоров лидера.

Получается, что, кроме Трампа, и, может быть, части его администрации, в успех нынешних переговоров не верит почти никто. Как и в возможность скорой встречи Путина и Зеленского.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari