Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD77.90
  • EUR91.50
  • OIL68.97
Поддержите нас English
  • 1184
Политика

Этот джихад у кого надо джихад: как Израиль пытается заменить ХАМАС на «своих» исламистов в Газе

В тылу у ХАМАС в секторе Газа действует произраильская вооруженная группировка, руководителя которой Ясера Абу Шабаба ХАМАС и другие антиизраильские силы объявили изменником. Долгое время он отрицал любую связь с Израилем, но затем неожиданно признался, что координирует с ним свои действия. До начала нынешней войны в Газе лидер этой группировки позиционировал себя и свое окружение как радикальных мусульман, оппозиционных недостаточно религиозному ХАМАС. Показная радикальность привела даже к обвинениям в связях с ИГИЛ. Это, впрочем, совсем не мешает сотрудничеству самопровозглашенных джихадистов не с Ираном или Катаром, а с израильтянами, которые готовы практически на что угодно, лишь бы избавиться от ХАМАС. Тем более, что в искренности убеждений новых радикалов есть серьезные сомнения. 

Содержание
  • Недостаточно святые

  • ХАМАС наоборот

  • Попутчик, но не союзник

Недостаточно святые

«Когда они думают, что их никто не видит и не слышит, они курят, матерятся и даже обсуждают женщин», — перечислял худшие, на его взгляд, черты боевиков ХАМАС один из жителей Газы, в доме которого я останавливался во время одной из поездок на Ближний Восток.

Все эти действия — курение, сквернословие и откровенные разговоры на тему секса — противоречат строгим исламским предписаниям, которым члены ХАМАС вроде бы должны неукоснительно следовать. Не зря же за самим названием группировки стоит арабская аббревиатура, которая расшифровывается как «Исламское движение сопротивления».

Однако как минимум с середины двухтысячных годов, то есть с момента захвата группировкой власти в секторе Газа, ХАМАС подвергался критике за недостаточное религиозное рвение. Собственно, уже само участие в палестинских парламентских выборах, которое и стало первым шагом к захвату власти в регионе, критиковалось религиозными радикалами как немусульманское и противоречащее строгому пониманию Корана и сунны.

Радикалам также не нравился отказ ХАМАС от постоянной войны с Израилем, они критиковали группировку за переговоры с израильтянами, за отказ от немедленного введения в Газе законов шариата и за якобы чрезмерное внимание к правам женщин в ее уставных документах.

Радикалы критиковали ХАМАС за отказ от немедленного введения в Газе законов шариата и чрезмерное внимание к правам женщин

Радикалы безошибочно определили, что именно стало причиной популярности ХАМАС среди жителей Газы — агрессивная антиизраильская риторика и постоянная апелляция к религиозным ценностям — и просто взяли эти инструменты на вооружение, до максимума увеличив и агрессивность лозунгов, и демонстративную религиозность.

В результате ХАМАС должен был выглядеть на их фоне недостаточно антиизраильским и куда менее нацеленным на защиту интересов мусульман. В заявлениях лидеров салафитских группировок, таких как «Джейш аль-Умма», ХАМАС предстает как организация несомненно мусульманская, но заблудшая и потерявшая ориентиры.

Оппозиционные радикальные группы и организации, вероятно, могли бы стать довольно серьезными противниками ХАМАС в Газе, сумей их идеологи найти общий язык и собрать воедино бесчисленные разбросанные по региону ячейки, многие из которых насчитывали даже не десятки, а считанные единицы активных членов. Но этого так и не произошло. Во многом из-за того, что значительная часть этих групп использовала радикальный ислам лишь в качестве прикрытия для ведения противозаконного бизнеса.

Целые бедуинские кланы, поколениями зарабатывающие немалые деньги на контрабанде оружия и других не всегда легальных товаров, провозгласили себя джихадистами вскоре после того, как ХАМАС начал бороться с контрабандой в Газе.

Часть оппозиционных групп использовала радикальный ислам лишь как прикрытие для противозаконного бизнеса

Эта внезапная «джихадизация» мафиозных структур должна была, в первую очередь, легализовать их в глазах палестинской публики, придав вчерашним бандитам ореол борцов за веру. Все-таки быть воином ислама и таскать через подземные тоннели оружие вроде как для священного джихада совсем не то же самое, что быть бандгруппой, зарабатывающей деньги продажей нелегальных товаров.

Витторио Арригони
Витторио Арригони

Конечно, далеко не все тамошние джихадисты были позерами-мафиози, в Газе хватало (и хватает до сих пор) реальных радикалов. Достаточно упомянуть об убийстве жившего в Газе итальянского активиста Витторио Арригони в 2011 году, за которым стояли салафиты, разъяренные его открыто неисламским поведением, — например, публичным употреблением алкоголя. Но и мафиозных структур, лишь прикидывающихся религиозными радикалами, тоже хватает.

ХАМАС наоборот

К таким можно отнести и группировку под руководством молодого бедуина Ясира Абу Шабаба, который стал буквально всемирно известным в июне 2025 года, когда бывший министр обороны Израиля Авигдор Либерман открыто назвал его главой произраильского ополчения в Газе, находящегося на содержании у еврейского государства.

Про самого Абу Шабаба известно немного. Арабские источники сообщают, что он — эталонный образец бандита, ставшего джихадистом. В медиа можно найти упоминания о том, что он возглавлял преступное сообщество, занимавшееся контрабандой оружия и наркотиков, которое, тем не менее, провозгласило себя джихадистской группировкой.

Действовала эта группировка в секторе Газа и соседнем с ним египетском Синае. В том числе и тогда, когда значительные территории Синая находились под контролем ИГИЛ. Это дало повод для обвинений Абу Шабаба если не в членстве в ИГИЛ, то по крайней мере в тесных связях с ним.

Ясер Абу Шабаб
Ясер Абу Шабаб

Эксперт Европейского совета по международным отношениям, уроженец Газы Мухаммад Шехада со ссылкой на свои источники в регионе сообщает, что на момент нападения ХАМАС на Израиль в октябре 2023 года Абу Шабаб находился в тюрьме в Газе, куда попал за контрабанду наркотиков. Сейчас, продолжает эксперт, молодой бедуин стоит во главе ополчения численностью не менее трехсот человек и выполняет для Израиля деликатные поручения, такие как проведение разведывательных операций в тылу у ХАМАС, организация лагерей беженцев и снабжение этих лагерей украденной со складов международных фондов благотворительной помощью.

Мухаммад Шехада — человек открыто антиизраильских взглядов и, вполне возможно, своими заявлениями пытается демонизировать еврейское государство, обвиняя его в сотрудничестве с уголовником-игиловцем.

Однако несколько дней назад сам Абу Шабаб частично подтвердил правдивость слов Шехады. В интервью израильской арабоязычной радиостанции (сам факт общения боевика из Газы с израильскими журналистами уже говорит о многом) он признался, что координирует действия своей группировки с израильской армией.

При этом Абу Шабаб отвергает обвинения и в связях с ИГИЛ, и в получении оружия и денег от Израиля. В последнем он видит (или говорит, что видит) ситуативного союзника в войне против ХАМАС и заявляет о готовности вести борьбу за освобождение Газы от хамасовцев «с израильтянами или без них».

Абу Шабаб признался, что координирует действия своей группировки с израильской армией

Важно отметить, что ранее Абу Шабаб утверждал, что вообще никак не связан с Израилем и не имеет никаких контактов с представителями еврейского государства. Так, всего месяц назад он заявлял, что не сотрудничает и не сотрудничал с израильтянами, хотя и оговорился, что в будущем все-таки может действовать с ними заодно.

Выбор Израилем группы Абу Шабаба в качестве своего прокси вряд ли случаен. Если информация о том, что под командованием молодого бедуина находится около трехсот человек, правдива, это превращает группировку в одну из крупнейших оппозиционных ХАМАС сил в Газе.

Для сравнения: в упомянутой выше салафитской «Джейш аль-Умма» состоит всего пара десятков человек, но даже их ХАМАС так и не смог подчинить себе ни силой, ни убеждением. Кроме того, люди Абу Шабаба действуют в пограничном с Египтом городе Рафах на самом юге сектора. А это сейчас — основной театр действий войны.

Тем временем ХАМАС, вернее, подконтрольный ему Революционный суд Газы выдал ордер на арест Абу Шабаба по обвинениям в измене, сотрудничестве с враждебными организациями, создании незаконной вооруженной организации и мятеже. Судьи дали обвиняемому срок до 12 июля, чтобы сдаться ХАМАС. Если он не примет эти условия и не отдаст себя в руки хамасовского правосудия, его дело будут разбирать заочно, без присутствия обвиняемого.

Представить, что Ясир Абу Шабаб испугается судебного ультиматума и отдаст себя в руки ХАМАС, практически невозможно. ХАМАС сейчас явно не в положении того, кто может диктовать условия. Ему не удается (и вряд ли удастся) переломить ход войны в секторе Газа, значительная часть территории которого уже контролируется израильской армией.

Эта армия в последние дни увеличила интенсивность обстрелов и бомбардировок Газы, что усугубляет и без того катастрофическую гуманитарную ситуацию в регионе. И Израиль не намерен останавливаться. Премьер-министр государства Биньямин Нетаньяху продолжает настаивать на продолжении боевых действий до полной ликвидации ХАМАС. Каким будет административное устройство региона после достижения этой цели, израильские власти, судя по всему, еще не решили.

Планы массовой депортации палестинцев в соседние арабские страны так и остались планами после отказа ближневосточных государств принять у себя депортированных (хотя пока от этих планов, судя по всему, не отказались окончательно). Регион или по крайней мере значительная его часть, скорее всего, останется преимущественно арабским и настроенным решительно антиизраильски. И вот тут на помощь может прийти кто-то вроде Абу Шабаба. Теоретически ему или кому-то из его окружения израильтяне могли бы доверить создание новой постхамасовской администрации сектора Газа.

Израильтяне могли бы доверить Шабабу создание новой постхамасовской администрации сектора Газа

И в этом не было бы ничего оригинального. Израильтяне имеют немалый опыт создания правительств и даже армий во главе со своими арабскими союзниками. Самой показательной тут является история многолетней оккупации южного Ливана, где на занятых израильтянами территориях вполне успешно действовали органы государственной власти и силы безопасности.

Попутчик, но не союзник

Правда, в случае с Абу Шабабом риски очень велики. В первую очередь репутационные. Его участие в грабежах гуманитарной помощи привело к тому, что от него отреклись даже члены его семьи, назвав кражу продуктов и медикаментов «непростительным преступлением».

Кроме того, несмотря на все опровержения, которые делает Абу Шабаб, в глазах очень многих он остается аффилированным и с ИГИЛ, и с Израилем (в арабском мире тут мало кто видит противоречие благодаря крайне популярной конспирологии, называющей создание ИГИЛ частью еврейского антиарабского заговора и даже расшифровывающей английскую аббревиатуру ISIS как Israel Secret Intelligence Service).

Так что, скорее всего, Ясир Абу Шабаб не получит никаких серьезных постов, даже если будет формироваться новая администрация Газы. Похоже, они с Израилем просто ситуативные союзники, которых не связывает ничего, кроме общего врага — ХАМАС.

Кстати, предшественник ХАМАС — палестинское отделение движения «Братья-мусульмане» — в 1970-е рассматривался Израилем как ситуативный союзник в войне против Организации освобождения Палестины (ООП), которая тогда была главным врагом еврейского государства. ООП в те времена была подчеркнуто светской и мобилизовала палестинцев вовсе не на священную войну, а на борьбу за создание независимого национального государства. «Братья-мусульмане» же тогда в политику не лезли, занимались строительством мечетей и библиотек. Израильским чиновникам тогда казалось отличной идеей отвлечь палестинцев религией от национализма, и они долгое время не чинили никаких препятствий для работы «братьев».

Израильским чиновникам казалось отличной идеей отвлечь палестинцев религией от национализма, и они поддерживали «Братьев мусульман»

Чуть позже, когда ООП была обескровлена после арестов или бегства за границу тысяч ее активных членов, «Братья-мусульмане» изменили свое отношение к политике и стали главной антиизраильской силой на палестинских землях. Скорее всего, Нетаньяху хорошо помнит об этом и не даст группировке Абу Шабаба чувствовать себя очень уж вольготно. Если, конечно, его планы по полному уничтожению ХАМАС будут реализованы.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari