
Фото: страница Ясера Абу Шабаба в Facebook
На днях в Газе, на контролируемой Израилем территории, погиб лидер наиболее заметной палестинской группировки, противостоящей ХАМАС и сотрудничающей с Израилем. Руководивший «Народными силами» Ясер Абу Шабаб, согласно версии самой группировки, был застрелен при попытке уладить конфликт внутри клана.
Эксперты, с которыми поговорил The Insider, отмечают, что «Народные силы» не были серьезной военной силой, но при этом имели медийный вес. Они уверены, что группировка продолжит деятельность, как и другие силы, недовольные ХАМАС в палестинском обществе.
Востоковед Руслан Сулейманов в разговоре с The Insider рассказал, в каких политических условиях действовала группировка:
«„Народные силы“ является одной из тех группировок, которая шла на активное сотрудничество с Израилем. Ни для кого не секрет, что многие в Газе недовольны ХАМАС, особенно последние два года. Среди целых палестинских семей в анклаве были те, кто активно сотрудничал с Израилем. Но, на мой взгляд, говорить о том, что это была какая-то влиятельная сила, все-таки не приходится. Главная и единственная влиятельная сила в Газе — это по-прежнему ХАМАС. Так что смерть Ясера Абу Шабаба вряд ли что-то изменит.
Я думаю, что и группировка продолжит свою деятельность, и все равно в секторе Газа будут оставаться целые семьи, целые кланы, которые недовольны ХАМАС. Это в том числе кланы, у которых есть оружие, и кланы, которые готовы продолжать сотрудничество с Израилем. В этом смысле мало что изменится. Да, это большой удар для группировки, но, в принципе, у всех подобных образований, как и у ХАМАС, у „Исламского джихада“, которые им противостоят, система власти выстроена таким образом, что смерть одного лидера не приводит к какому-то большому кризису. Ему сразу же находится замена, и, как правило, такие группировки выстроены по сетевому принципу. Поэтому группировка сможет и дальше существовать».
Военный эксперт Давид Шарп в комментарии The Insider отметил, что группировка не была серьезной военной силой, но имела медийный вес:
«Штыков у нее было немного, правда, сколько точно — неизвестно, но я не думаю, что даже пара сотен. В любом случае реальная роль как военной силы была невелика. Она находилась на территории, контролируемой Израилем, иногда совершая рейды в серую зону. Плюс действуя частично против тех боевиков, что в туннелях сидят на израильской территории, которых добивают потихоньку. Но там ее роль ограничена. Ее роль была велика медийная. Это была заметная фигура. То есть у них штыков мало, но о них много говорили. ХАМАС очень „ёрзал“. ХАМАС чувствовал угрозу от этой символической роли.
Кроме группировки Абу Шабаба, есть еще четыре поменьше, но он стал самым известным. Соответственно, его исчезновение может повлиять, нанести медийный удар».