
Посол и постпред Ирана при ООН в Женеве Али Бахрейни заявил, что страна в ближайшие дни восстановит доступ к интернету. Он признал, что шатдаун не отвечает интересам Тегерана, поскольку мешает экономике полноценно функционировать. Его слова приводит ТАСС.
Подобные обещания звучат уже не первый раз за последние дни. 23 января иранское агентство Fars сообщало, что снятие ограничений уже началось в провинциях Исфахан и Фарс, а в течение следующих 24 часов планируется и в других провинциях. Также сообщалось, что в последние несколько дней всем пользователям был предоставлен доступ к сервисам искусственного интеллекта и поисковой системе Google.
Турецкое госагентство Anadolu со ссылкой на председателя Профессиональной организации компьютерных инженеров и IT-сектора Ирана Али Хекимджевади писало, что каждый день шатдауна «стоит» иранской экономике около $20 млн.
Директор Общества защиты интернета Михаил Климарёв в разговоре с The Insider рассказал, что решение предоставить жителям Ирана доступ к Google-поиску было вынужденным: в стране просто нет аналогичного сервиса. Также он заявил, что терминалов Starlink в стране значительно меньше, чем сообщалось ранее:
«С прошлой пятницы в Иране постепенно восстанавливается доступ в интернет, но лишь частично. Сейчас там доступен Google-поиск, но доступ к остальным сервисам Google так и не восстановился на том уровне, что был до шатдауна. Изнутри Ирана мне сообщают, что там работает внутренний интернет, такой иранский “чебурнет”, но в Иране нет своего поисковика, такого как “Яндекс”. Из-за этого пришлось разблокировать Google-поиск. На пушту всё ищется, но некоторые ссылки недоступны. Еще YouTube можно посмотреть, но он тоже плохо работает.
Количество терминалов Starlink в Иране сильно преувеличено, — маловероятно, что их там насчитывается хотя бы 10 тысяч. Даже владение терминалом Starlink в Иране уголовно наказуемо. А если еще докажут, что ты что-то публиковал в соцсетях крамольное, — то это обвинение в госизмене и смертная казнь. Поэтому больших сливов о том, что там происходит, и нет».
По данным сервисов IODA и Cloudflare, практически полный шатдаун в Иране продолжался больше двух недель — с 8 по 21 января. Сейчас доступность интернета в стране растет, но всё еще остается нестабильной.