
Следственный комитет Армении впервые официально назвал имена подозреваемых в убийстве 23-летней чеченки Айшат Баймурадовой, бежавшей из России. Как следует из ответа ведомства на запрос Русской службы Би-би-си, по делу проходят двое граждан России — Карина Иминова и Саидхамзат Байсаров. The Insider выяснил, что Байсаров в 2018–2019 годах провел не менее года в московском СИЗО по статье о «содействии террористической деятельности», однако был освобожден без обвинительного приговора.
В СК Армении считают, что Байсаров и Иминова действовали по указанию «пока не установленного лица». Армянские правоохранители обратились к российским властям с запросом о правовой помощи еще в декабре прошлого года, однако ответа до сих пор не получили. Подозреваемые объявлены в розыск, в отношении них в Интерпол направлена так называемая диффузия — менее формальный запрос, чем «красное уведомление».
Как выяснил The Insider, один из подозреваемых — уроженец Чечни Саидхамзат Байсаров — ранее привлекался к уголовной ответственности в России по тяжелой террористической статье. В 2018–2019 годах он находился под стражей по уголовному делу, возбужденному по части 1.1 статьи 205.1 УК РФ — о содействии террористической деятельности. Эта норма предусматривает ответственность в том числе за вербовку, вовлечение, подготовку или финансирование терроризма и наказание от 8 до 15 лет заключения или пожизненное лишение свободы.

Фрагмент постановления Московского городского суда от 07 ноября 2019 года
Судебные документы подтверждают, что Байсаров был задержан в декабре 2018 года и содержался в СИЗО как минимум до ноября 2019 года. При этом в открытых источниках отсутствует информация о рассмотрении этого дела судом по существу или о вынесенном приговоре. Байсаров не значится в «перечне террористов и экстремистов» Росфинмониторинга, что указывает на прекращение уголовного дела.
Московский адвокат, специализирующийся на делах о терроризме, на условиях анонимности пояснил The Insider, что прекращение уголовных дел по таким статьям без приговора возможно в исключительных случаях:
«Теоретически человека могли оправдать. Условного наказания по таким делам не бывает. Самый вероятный вариант — это приостановление дела в обмен на сотрудничество».
В 2022 году Байсаров был осужден Кунцевским районным судом Москвы по другому, не связанному с терроризмом делу — за повторное вождение в состоянии опьянения. В приговоре суда указано, что на тот момент он ранее не был судим, что дополнительно подтверждает отсутствие приговора по террористической статье. По этому делу Байсаров также содержался в СИЗО, но по приговору получил штраф и был освобожден.
Также The Insider установил, что родная сестра Байсарова — Мадина Байсарова — с января 2021 года включена в «перечень террористов и экстремистов» Росфинмониторинга как причастная к терроризму. Судебных решений в отношении нее в открытых источниках обнаружить не удалось, при этом она до сих пор остается в перечне.
Вторая подозреваемая, Карина Иминова, была знакома с Айшат Баймурадовой и, по данным правозащитников, именно с ней погибшая встретилась в день исчезновения. Русская служба Би-би-си отмечает, что, вопреки утверждениям некоторых медиа о «первой личной встрече», на странице Айшат в Instagram была их совместная фотография от 20 сентября с подписью «Моя самая». Айшат пропала 15 октября 2025 года, а спустя пять дней ее тело нашли в квартире в Ереване.
Ранее правозащитный проект «СК SOS» сообщал, что Иминова перестала выходить на связь сразу после убийства и, предположительно, покинула Армению. По данным Би-би-си, Иминова утверждала, что родом из Дагестана, однако собеседник издания, видевший ее документы, говорит, что она родилась в Оше (Кыргызстан). В числе ее подписчиков в социальных сетях журналисты и активисты обнаружили людей из окружения главы Чечни Рамзана Кадырова, включая Рубати Мицаеву — экс-соратницу Ахмеда Закаева, вернувшуюся в Чечню и перешедшую на сторону Кадырова.
Тело Айшат Баймурадовой было обнаружено 20 октября 2025 года в квартире в Ереване, где она жила после побега из Чечни. Согласно материалам следствия, причиной смерти стало механическое удушение, однако армянский Следственный комитет оговаривается, что однозначно установить это невозможно. На теле также были зафиксированы кровоизлияния и следы воздействия тупых предметов, а также повреждения, которые могли быть вызваны воздействием высокой температуры.
Айшат Баймурадова бежала из Чечни с помощью правозащитников, оказывающих помощь женщинам с Северного Кавказа. По их словам, такие женщины нередко сталкиваются с угрозами «убийства чести», домашним насилием и преследованием, а опасность для них может сохраняться даже за пределами России.